ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Введение в экономическую теорию

Термин «Экономика» происходит от греческих слов «Yokos» - хозяйство, дом и «Homos» - «закон». Весь мир, который окружает нас можно разделить на:

ü      То, что создано исключительно природой и то, что создано человеком из нее – материальные блага.

ü      То, что существует в сознании человека, как нечто полезное – нематериальные блага.

Следовательно, человеку для своего существования и развития жизненно необходимо эти блага для себя создавать и возобновлять.

Вывод 1. Экономика – это нечто связанное с производством материальных и нематериальных благ.

Вывод 2. Экономика возникает не просто из производства, она возникает из общественного производства, т.е. производства, по поводу которого люди вступают в общение друг с другом.

Два фундаментальных факта образуют основу экономики: безграничные потребности и редкость ресурсов.

Потребности – желания потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность и обеспечивают взаимосвязь производства и потребления.

Перечень наших потребностей включает широкий спектр: жилые дома, автомобили, зубная паста, компакт-диски, лекарства, свитеры и т.п. Бесчисленное множество продуктов, которые подразделяются на предметы первой необходимости и предметы роскоши, способны удовлетворять человеческие потребности. Наши потребности безграничны и динамичны. То, что является предметом роскоши для одного человека, может оказаться предметом первой необходимости для другого, а то, что еще несколько лет тому назад считалось предметом роскоши, теперь является самым обычным предметом первой необходимости.

Услуги также удовлетворяют наши потребности, как и материальные продукты. Ремонт автомобиля, стрижка волос и консультации юриста наравне с товарами удовлетворяют человеческие потребности. Разница между товарами и услугами зачастую оказывается гораздо меньшей, чем это представляется на первый взгляд.

В совокупности материальные потребности в практическом плане безграничны, а это означает, что материальные потребности в товарах и услугах полностью удовлетворить невозможно. С течением времени потребности меняются и умножаются  в результате появления новых изделий, под воздействием широкой рекламы и энергичного стимулирования сбыта.

Редкость ресурсов.

Редкость – ситуация, когда ресурса недостаточно, чтобы удовлетворить желания каждого.

Экономические ресурсы – это все природные, людские и капитальные ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.

Они включают большой круг объектов, поэтому возникает необходимость в простейшей классификации этих ресурсов:

ü      материальные ресурсы – земля и капитал

ü      людские ресурсы – труд и предпринимательская способность.

По утверждению К. Маркса, для производства любого товара или услуги необходимым и достаточным условием является наличие трех видов ресурсов (производственных факторов) - основных фондов, оборотных фондов и живого труда (рис. 1.).

Основные фонды – здания, сооружения, оборудование и т.д. т.е. это та среда, в которой мы работаем;

Оборотные средства (товарные запасы, материалы, инвентарь, предметы и т.д.);

Живой труд, (целесообразная осознанная деятельность людей, направленная на достижение результата)[1].


 


Рисунок 1. Три фактора производства.

Вывод 3. Экономика – это совместно организованное производство в условиях ограниченности (редкости) его ресурсов (производственных факторов).

Экономика – наука, изучающая выборы, которые люди совершают, используя ограниченные ресурсы для удовлетворения своих желаний.

Экономика и эффективность.

Экономика исследует проблему такого использования или применения редких ресурсов, при котором достигается наибольшее или максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества (цель производства). Поскольку потребности практически безграничны, а ресурсы редки, постольку экономика не в состоянии удовлетворить все материальные потребности общества, Единственное, что нам остается, это добиваться, возможно наибольшего удовлетворения этих потребностей.

Экономика – это наука об эффективности использования редких ресурсов.

Какой же смысл вкладывают экономисты в понятие «эффективность»? В обыденной речи слово эффективность означает, что производство идет с минимальными затратами, усилиями и потерями. Экономисты пользуются более точным определением. Термин экономическая эффективность означает такое положение дел, при котором невозможно произвести ни одного изменения, более полно удовлетворяющего желаниям одного человека, не нанося при этом ущерба удовлетворению желаний другого человека. (Эффективность, определяемая таким способом, иногда называют эффективностью Парето, по имени итальянского экономиста Вильфредо Парето). Иными словами – если существует способ улучшить ваше положение, не нанося никому ущерба, то проходить мимо такой возможности бессмысленно (неэффективно).

Понятие экономической эффективности имеет множество приложений, одним из которых является вопрос о том, как производить. Эффективность в производстве – это такая ситуация, в которой при данных производственных ресурсах и существующем уровне знаний невозможно произвести большее количество  одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество другого товара. 

Понятие эффективности в производстве включает в себя общепринятый смысл – «избежание потерь».

Экономическая эффективность охватывает проблему «затраты - выпуск». Она раскрывает связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и результатом этого производства: чем большее количество продуктов производится в единицу времени, тем выше эффективность экономики. Меньший объем продукта от данного количества затрат указывает на снижение эффективности. Ресурсы надо распределять так, чтобы они вносили наиболее ценный вклад в общий объем производства.

Производственная возможность.

Сущность проблемы экономики можно проиллюстрировать более четко, используя для этого понятие производственных возможностей экономики. Это понятие выявляет самую суть проблемы экономики: поскольку ресурсы редки, экономика не может обеспечить неограниченный выпуск товаров и услуг; необходимо принимать решения о том, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться.

Чтобы наилучшим образом проиллюстрировать проблему экономии, допускаем, что:

ü      имеющиеся факторы производства постоянны как по количеству, так и по качеству;

ü      технология производства постоянна.

Предположим, что фирма производит не бесчисленное множество товаров и услуг, как это имеет место в действительности, а лишь два продукта – продукт (Х) и продукт (У). Продукт (У) символизирует потребительские товары, т.е. те товары, которые непосредственно удовлетворяют человеческие потребности. Продукт (Х) символизирует средства производства, товары производственного назначения, т.е. те товары, которые обеспечивают эффективное производство потребительских товаров.

Фирма сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами: сколько производить (Х), сколько производить (У). Общий объем имеющихся ресурсов ограничен. Поскольку ресурсы ограничены и применяются целиком, всякое увеличение производства (Х) потребует переключения части ресурсов на производство (У). Правилен также и противоположный вывод: если мы предпочтем увеличить производство (У), то необходимо сократить производство (Х).

Общество не может преследовать две взаимоисключающие цели. В этом суть проблемы экономии ресурсов. Тот факт, что экономические ресурсы редки, не позволяет экономике увеличивать одновременно производство и того, и другого продукта.

Кривая производственных возможностей.

Рассмотрим понятие производственных возможностей в графическом виде. Каждая точка на кривой производственных возможностей представляет какой-то максимальный объем производства двух продуктов. Чтобы осуществить различные комбинации производства «Х» и «У», показанные на кривой, общество должно обеспечить полную занятость ресурсов и полный объем производства.

Все сочетания «Х» и «У» на кривой представляют максимальные их количества, которые могут быть получены лишь в результате наиболее эффективного использования всех имеющихся ресурсов.

Точки, находящиеся вне кривой производственных возможностей оказались бы предпочтительнее любой точки на кривой, но они недостижимы при данном количестве ресурсов и при данной технологии производства. Барьер ограниченности ресурсов не допускает какого-либо сочетания производства средств производства и предметов потребления в точке, расположенной вне кривой производственных возможностей.

Рисунок 2. Кривая производственных возможностей

Каждая точка на кривой производственных возможностей представляет максимальный объем производства любых двух продуктов. Общество определяет, какую комбинацию этих продуктов оно желает.

Закон возрастающих вмененных издержек.

Количество продуктов, от которого следует отказаться, чтобы получить какое-то количество любого данного продукта, называется вмененными издержками производства этого продукта. 

Экономический смысл закона «вмененных издержек» сводится к следующему: экономические ресурсы непригодны для полного их использования в производстве альтернативных продуктов. В графическом изображении закон вмененных издержек находит отражение в форме кривой производственных возможностей.

В законе раскрываются четыре основные идеи:

1.      редкость ресурсов подразумевает, что все комбинации выпуска продуктов неосуществимы;

2.      возможность выбора находит выражение в необходимости для общества проводить отбор из разных достижимых комбинаций продуктов;

3.      нисходящий наклон кривой подразумевает вмененные издержки;

4.      вогнутость кривой показывает увеличение вмененных издержек.

Таким образом, экономика занимается решением проблем маневрирования редкими ресурсами в производстве товаров и услуг с целью насыщения материальных потребностей общества. Чтобы повысить эффективность такого маневрирования, жизненно важно обеспечить полную занятость (полное использование) имеющихся ресурсов и соответствующий полный объем производства.

Переключение ресурсов из одной сферы их применения в другую обуславливает возникновение закона возрастающих вмененных издержек, т.е. производство дополнительных единиц одного продукта  влечет за собой жертвование возрастающим количеством единиц другого  продукта.

Не существует однозначного или общепринятого решения проблемы экономии ресурсов. Разные общества, обладающие  различным историческим прошлым, разными традициями, идеологическими устоями, используют разные институты для решения реальной проблемы относительной редкости ресурсов. Иначе говоря, разные экономические системы мира различаются между собой по своим идеологиям, а также по своему подходу к решению проблемы экономии. Коренные различия следующие:

1.      По форме собственности на средства производства: частная и общественная собственность;

2.      По способу, посредством которого управляется экономическая деятельность: рыночная система или централизованное планирование.

Структурно экономика делится на микроэкономику и макроэкономику.

Макроэкономика – раздел экономики, изучающий  крупномасштабные экономические явления, в частности такие, как инфляция, безработица и экономический рост.

Макроэкономика – это часть экономики, охватывающая экономические процессы в макросистемах страны, государства, или отдельного региона. Она оперирует долгосрочными тенденциями развития. Макроэкономика исследует развитие экономической системы в целом. Она является воздушной средой для конкретного предпринимателя.

 

 

Микроэкономика – раздел экономики, изучающий выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как фирмы и правительственные организации.

Микроэкономика – это часть экономики, связанная с поведением отдельных экономических субъектов (потребителей и производителей) на отдельных рынках. Она изучает предприятие.

Этапы развития экономической теории.

Экономическая теория как наука возникла в период становления капитализма в 17-18 веке. Это систематизированное знание о сущности экономики.

Меркантилизм.

В самом начале появилась теоретическая экономическая школа – меркантилизм. Представители этой школы считали, что богатство людей составляют деньги, за которые можно купить все. Это представление соответствовало тому времени, когда международная торговля приносила большие доходы. В этой школе считалось, что основная задача экономической теории – разработать рекомендации государственной политики по распределению торговли и накоплению золота в стране. Представители – Томас Мен, Монкрестьен.

Теоретическое учение физиократов.

Они положили начало политической экономики. Считали, что богатство общества связано только с естественным плодородием земли, а промышленность не считали отраслью, где создается прирост доходов. Представитель – Франсуа Кене.

Классическая школа

Характерна тем, что в ней даны наиболее основательные ответы на принципы образования богатства. Представители – Адам Смит. Он установил, что богатство всей нации возникает  в сфере материального производства. Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная на производство сумма в процессе труда наращивается на дополнительную величину (прибавочная стоимость, или прибыль). Это открытие позволило экономической теории стать подлинно наукой. Основав трудовую теорию. Стоимости классики не смогли достаточно изучить капиталистическую экономику в свете этой теории. Эту задачу решил К. Маркс (118-1883 гг.) который создал теорию прибавочной стоимости.

Система экономических отношений.

Все экономические отношения делятся на два блока:

¨      Организационно – экономические;

¨      Социально – экономические.

Организационно – экономические отношения – это:

¨      Разделение труда, специализация производства;

¨      Кооперация труда;

¨      Концентрация производства, его централизация;

¨      Организация общественного хозяйства;

¨      Управление фирмой, управление экономикой.

Социально – экономические отношения – это отношения между людьми по производству, распределению, обмену и потреблению. Эти отношения определяются формами собственности.

В основе экономических отношений лежит материальное производство. Средства производства и работники, приводящие их в движение, образуют производительные силы общества.

Экономические отношения и производительные силы образуют способ производства.

Экономические законы, их система и использование.

Экономические законы возникают и действуют в результате производственной деятельности людей и действуют объективно (независимо от нашей воли и сознания).

Необходимо различать экономические законы, законы природы, юридические законы. Экономические и юридические законы связаны с действиями человека, законы природы действуют повсеместно.

Различают следующие законы:

1. Всеобщие законы, которые действуют на всех ступенях развития человеческого общества и экономических отношений;

¨      Закон возрастающих потребностей;

¨      Закон общественного разделения труда;

¨      Законы повышения производительности труда и др.

2. Общие экономические законы – действуют при наличии социально-экономических условий:

¨      Закон стоимости;

¨      Закон спроса пи предложения;

¨      Закон денежного обращения.

3. Особые, специфические законы. Выражают внутреннюю природу каждого общественного способа производства. Определяются они в основном собственностью на средства производства.

Экономические законы познаваемы, их необходимо использовать в хозяйственной практике.

Распределение, обмен, потребление.

ЗАКОН.
Общественный продукт движется по стадиям общественного производства. От производства через распределение и обмен к потребителю.

Производство (в узком смысле как непосредственное производство чего-либо) – это процесс создания материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения тех или иных общественных потребностей. Здесь происходит соединение факторов производства, но в зависимости от того, кому эти факторы производства будут принадлежать – схемы будут разные.

Распределение – это стадия общественного производства, на котором определяется доля каждого участника в произведенном продукте. На этой стадии встает вопрос не что делить, а как делить, т.е. речь идет о принципах распределения.

Совершенно очевидно, что распределять (делить) можно по-разному:

¨      Поровну;

¨      По потребностям;

¨      По труду;

¨      По результатам труда;

¨      По вложенному в производство капиталу

Обмен – это стадия общественного производства, которая обеспечивает непрерывную связь производства и потребления.

Если осуществлять производство только для себя (удовлетворение своих потребностей) – речь идет о натуральном хозяйстве.

Если продукт производится для обмена путем купли – продажи, то речь идет о товарном хозяйстве.

Производство и потребление во многом пересекаются, например, потребление станков, машин, сырья – это составная часть производства, а потребление пищи, и одежды составляет часть стадии потребления.

Потребление можно разделить на производительное и конечное потребление. Существуют две теоремы:

Теорема 1. Производство определяет потребление

Теорема 2. Потребление определяет производство.

Эти две теоремы прямо противоположны. Т.е. ответ на вопрос, что важнее, это вопрос первичности курицы или яйца.

Экономика динамична. Любой продукт проходит свой жизненный путь: - производство, распределение, обмен, потребление.

Каждая стадия имеет свои задачи. Жизнь экономики – нормальное движение продукта от производства к потреблению. Смерть экономики – замедление движения и его остановка.

Любая экономическая система решает триединую задачу:

1.      Как производить?

2.      Зачем производить?

3.      Для кого производить?

Ответы на эти вопросы объясняет рыночная экономика.

Движение капитала. Ресурсы предприятий.

Для открытия собственного дела (бизнеса) предпринимателю необходимо иметь начальную сумму денег, чтобы запустить их в оборот и получить  прибыль (или добавленную стоимость). Это – первая форма капиталаденежная форма.

Закупив на деньги необходимый для продажи товар, мы будем рассматривать этот товар как форму капитала – товарную форму.

Но на имеющиеся деньги, предприниматель мог закупить производственное оборудование для производства и последующей продажи нового товара. Производственное оборудование и сырье можно рассматривать как  еще одну форму капитала – производственный капитал.

Рыночная экономика

Рыночная экономика, это такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка, отвечая на вопрос, что, как и для чего производить с помощью системы цен, прибылями и убытков, спроса и предложения.

Рынок – механизм реализации рыночной экономики, обладающий (в общем смысле) следующими признаками:

¨      Свободная связь между производителями и потребителями;

¨      Свободный выбор партнеров по производственным и коммерческим связям;

¨      Конкуренция (соревнование) между участниками рынка.

В чистом виде, ни бюрократической, ни командной, ни рыночной экономики не существует. Любой рынок находится в границах, регулируемых государством.

Государственное регулирование экономики расставляет акценты на понятиях стабильность, справедливость, эффективность.

Виды рынков и цен.

Всех экономических субъектов можно подразделить на 2 группы согласно их функциям: на покупателей и продавцов. Большинство лиц и фирм одновременно выступают на рынке в роли продавцов и покупателей. Рынок представляет собой совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит, в конечном счете, к возможности обмена.

Субъектами рыночных отношений выступают физические лица (домохозяйства), юридические лица (фирмы) и государственные органы. Домохозяйства - экономические единицы в составе одного или нескольких лиц. Они самостоятельно принимают решения по использованию какого-либо ресурса, стремясь макс. удовлетворить потребности семьи.

Гражданское законодательство РФ основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела. Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются по всей территории РФ.

Рынок характеризуется очень сложной структурой. Законодательная и исполнительная власти должны учитывать сложившуюся рыночную структуру, учитывать отдельные особенности поведения субъектов хозяйствования (рис. 3.).

Рисунок 3. Структура рыночной экономики.

Структуру рынка можно классифицировать также по следующим критериям:

1. По экономическому назначению:

ü      рынок товаров и услуг,

ü      рынок труда,

ü      рынок капитала.

2. По географическому положению

ü      местный

ü      национальный

ü      мировой

3. По отраслевому признаку

ü      рынок нефти

ü      рынок автомобилей

ü      фармацевтический рынок.

4. По объекту и характеру продаж

ü      оптовые рынки

ü      розничные рынки

5. По степени ограничения конкуренции

ü      конкурентные рынки

ü      неконкурентные рынки

Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода.

Чтобы понять роль рынков и цен в рыночной экономике, необходимо обратить внимание на два основных типа рынков и на характер совершаемых сделок.

Цены, уплачиваемые за использование земли, труда, капитала и предпринимательской способности, устанавливаются на ресурсном рынке. Здесь бизнес выступает на стороне спроса, а домохозяйства – на стороне предложения.

Цены на готовые изделия и услуги определяются на рынке продуктов. Здесь же домохозяйства выступают на стороне спроса, а бизнес – на стороне предложения.

Рассмотрим ресурсный рынок. Домохозяйства, которые непосредственно или косвенно (через находящиеся в их собственности торгово-промышленные корпорации) владеют всеми экономическими ресурсами, поставляют эти ресурсы предприятиям. Предприятия предъявляют спрос на ресурсы, с помощью которых производят товары и услуги. В результате  взаимодействия спроса и предложения на огромное множество людских и материальных ресурсов устанавливается цена на каждый из них. Платежи, которые производят предприятия, покупая ресурсы, представляют собой издержки этих предприятий, и одновременно они образуют потоки заработной платы, ренты, процентов от прибылей в домохозяйства, поставляющие ресурсы.

Обратимся к рынкам продуктов. Денежный доход, получаемый домохозяйствами от продажи ресурсов, как таковой не имеет реальной ценности. Потребители не могут ни есть, ни надевать на себя монеты и бумажные деньги. В процессе расходования денежного дохода домохозяйства выражают свой спрос на бесчисленное множество товаров и услуг. Одновременно предприятия присоединяют приобретенные ими ресурсы для производства и предложения товаров и услуг на тех же рынках. Взаимное воздействие этих решений о спросе и предложении и определяет цены продуктов. Заметим, что с точки зрения предприятий, поток потребительских расходов на товары и услуги образует выручку, или доходы, от продажи ими этих товаров и услуг.

Модель кругооборота (ресурсов, продуктов и дохода) демонстрирует сложное, взаимосвязанное, переплетение процессов принятий решений и экономической деятельности.

Обратим внимание на тот факт, что и домохозяйства и предприятия выступают на обоих основных рынках, но в каждом случае на противоположных сторонах. На ресурсном рынке предприятия выступают как покупатели, т.е. на стороне спроса, а домохозяйства, как владельцы ресурсов и поставщики выступают продавцами, т.е. на стороне предложения.

На рынке продуктов они меняются позициями: домохозяйства как потребители оказываются на стороне покупателей, т.е. на стороне спроса, а предприятия, находятся уже в лагере продавцов, т.е. на стороне предложения.  Вместе с тем, каждая из этих групп экономических единиц и покупает и продает.

Итак

Домохозяйства  в качестве собственников ресурсов продают свои ресурсы предприятиям, а в качестве потребителей расходуют свой денежный доход, полученный от продажи ресурсов, на покупку товаров и услуг. Чтобы производить товары и услуги, предприятия должны покупать ресурсы; их готовые изделия затем продаются домохозяйствам в обмен на потребительские расходы последних или, с точки зрения предприятий, в обмен на получаемую ими выручку. Конечным результатом этого процесса служит реальный поток экономических ресурсов против часовой стрелки, а денежный поток доходов и потребительских расходов – по часовой стрелке. Эти потоки являются одновременными, причем они бесконечно повторяются (рис.4).

Рисунок 4. Основной кругооборот продуктов и доходов

 

Фундаментальные вопросы рыночной экономики.

Вот эти вопросы:

1.      Что производить? Какой набор товаров и услуг и в каком  объеме наиболее полно удовлетворит материальные потребности общества?

2.      Как производить? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию поизводства?

3.      Для кого производить? Каким образом должна распределяться продукция экономики между индивидуальными потребителями?

Не менее важным является вопрос: способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли система добиться надлежащей коррекции в связи с изменениями в потребительском спросе, в поставках ресурсов и в технологии производства?

1. Что производить? В рыночной экономике производиться будут лишь те товары, производство которых может принести прибыль, а те товары, производство которых влечет за собой убытки, выпускаться не будут. А что предопределяет получение прибыли или ее отсутствие?

Ответ:

¨      Общий доход, который фирма получает от продажи своего продукта;

¨      Общие издержки его производства.

Общий доход – это произведение рыночной цены продукта на количество проданного продукта. Общие издержки – это произведение цены каждого ресурса на использованное его количество в производстве, а затем суммирование затрат на каждый ресурс.

Общие издержки включают платежи, которые необходимо произвести и сохранить в своем распоряжении нужные количества ресурсов. В издержки производства должны входить не только заработная плата, процент на капитал и рентные платежи на землю, но также платежи предпринимателю за выполняемые им функции. Плата за выполнение функций предпринимателем называется нормальной прибылью. Следовательно, продукт будет производиться лишь тогда, когда общий доход от его продажи достаточно велик, чтобы можно было выплатить заработную плату, процент, ренту и нормальную прибыль. Сумма превышения общего дохода над общими издержками производства называется чистой, или экономической, прибылью.

Экономическая прибыль служит свидетельством того, что отрасль процветает. У такой отрасли возникает тенденция к превращению в расширяющуюся отрасль по мере того, как новые фирмы, привлекаемые этой прибылью, станут перемещаться сюда из менее прибыльных отраслей. В этой ситуации отрасль достигает своего «равновесного объема производства» по крайней мере, до тех пор, пока новые изменения в рыночном спросе не нарушат это равновесие.

Потребители расходуют свои деньги на те товары, которые они хотя и в состоянии купить. Эти расходы фактически представляют собой «голосование рублем». Если набирается достаточно большое количество таких голосов - предприятия готовы производить данный продукт. Голоса потребителей играют ключевую роль в решении вопроса о том, что и сколько производить.

2. Как производить. Как должно быть организовано производство в рыночной экономике? Этот фундаментальный вопрос состоит из трех вопросов:

¨      Как должны распределяться ресурсы между отдельными отраслями?

¨      Какие фирмы должны осуществлять производство в каждой отрасли?

¨      Какую технологию каждая фирма должна применять?

Рассмотрим ответы на эти вопросы. Рыночная система направляет ресурсы в те отрасли, на продукты которых потребители предъявляют достаточно высокий спрос и производство этих продуктов может быть прибыльным. Одновременно рыночная система лишает неприбыльные отрасли редких ресурсов.

Второй и третий вопросы тесно взаимосвязаны.

В конкурентной рыночной экономике производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять экономически наиболее эффективную технологию производства.

3. Для кого производить. Любой данный продукт распределяется между потребителями на основе их способности и желания приобрести тот или иной продукт.

А что определяет способность потребителя? Во-первых, размер денежного дохода. Во-вторых, цены на продукты (ресурсы), которые играют ключевую роль в формировании структуры расходов потребителей (и домохозяйств).

Необходимо подчеркнуть, что рыночной системе как механизму распределения общественного продукта не свойственны какие-либо этические принципы. Те люди, которые являются собственниками материальных ресурсов по наследству или в результате тяжелого труда и бережливости, или посредством обмана, получают крупные доходы и, таким образом распоряжаются большими долями общественного продукта.

Другие, в обмен на заработную плату, получают скудные денежные доходы и соответственно маленькие доли национального продукта.

Изменения: как к ним приспособиться. Рыночная система способна сигнализировать об изменениях в такой базисной сфере как потребление и  вызывать надлежащую реакцию со стороны предприятий и поставщиков ресурсов. Это называется направляющей, или ориентирующей, функцией цен.

Воздействуя на цены продуктов и на прибыли, изменения в потреблении диктуют расширение одних отраслей и сокращение других. Эти корректировки реализуются  через перелив капитала из менее прибыльных отраслей в отрасли более прибыльные.

Спрос и предложение

Закон спроса.

Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители  готовы и в состоянии купить по некоторой  цене в течение определенного периода времени. Он показывает то количество продукта, на которое будет предъявлен спрос при разных ценах.

Суть закона спроса заключается в следующем: снижение цены ведет к возрастанию величины спроса. И, наоборот, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Отсюда, закон спроса – это отрицательная, или обратная  связь между ценой и величиной спроса.

Что лежит в основе этого закона? Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать несколько уровней аргументации:

¨      люди покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой;

¨      потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается;

¨      закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения.

Эффект дохода. Указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в покупке альтернативных товаров. Более высокая цена приводит к противоположному результату.

Эффект замещения. Выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичного, но более дорогого товара. Потребители всегда склонны заменять дорогие продукты более дешевыми при неизменном качестве.

Функция спроса – это взаимосвязь между спросом на товар и определяющими его факторами.

Объем спроса – это то количество товара, которое покупатель готов приобрести при данных  условиях.

Подпись: СПРОС

Неценовые детерминанты спроса.

Рисунок 5. Изменение спроса и изменение величины спроса.

В своем анализе экономист исходит из допущения, что цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта. Но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. К ним относятся неценовые детерминанты, или так называемые факторы изменения спроса:

¨      предпочтения потребителей, их вкусы;

¨      число покупателей на рынке;

¨      доходы потребителей;

¨      цены на сопряженные товары

¨      ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов.

Теперь рассмотрим перечисленные детерминанты подробнее.

Вкусы потребителей: благоприятное изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, может означать, что спрос возрастет независимо от цены.

Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса, а уменьшение – сокращение спроса. Прямая связь.

Доход. В отношении большинства товаров повышение дохода  приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от денежного дохода, называются нормальными товарами.

Цены на сопряженные товары. Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Есть другие пары товаров – взаимодополняющие. Они сопутствуют друг другу в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно, т.е. спрос на них сопряженный. Для таких товаров между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Потребительские ожидания. Ожидания потребителей относительно повышения цен в будущем могут побудить их покупать больше, чтобы «Упредить» угрожающее повышение цен; равным образом и ожидание увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

Итак, неценовые детерминанты спроса вызывают «изменения в спросе».

Изменение величины спроса.

«Изменение в спросе» не следует смешивать с «изменением величины спроса». Изменение в спросе выражается в смещении всей кривой спроса либо вправо (увеличение спроса), либо влево (сокращение спроса). Изменение же величины спроса означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой спроса, т.е. переход от одной комбинации «цена-количество продукта» к другой. Причиной изменения величины спроса служит изменение цены данного продукта.

Эластичность спроса.

Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции приобретаемого количества на изменение цены.

Способность товара реагировать на изменение цены (в данный период времени, на данном рынке), называется эластичностью спроса по цене.

Эластичность спроса выражается коэффициентом эластичности. Это отношение изменения спроса к изменению цены:

В таблице представлены коэффициенты эластичности и даны заключения о них.

Таблица 1. Заключения о коэффициентах эластичности.

Коэффициент эластичности

Заключение

Коэффициент  менее единицы

Если коэффициент эластичности меньше единицы, спрос не эластичный. При снижении цены выручка уменьшается, при увеличении цены – выручка растет.

Коэффициент равен единице

Спрос единичной эластичности. Изменение цены не приводит к изменению выручки.

Коэффициент больше единицы

Спрос эластичный. При снижении цены выручка растет, при увеличении цены выручка уменьшается.

 

Спрос малоэластичный (т.е. повышение цены на товар не приводит к заметному сокращению объема продаж) при следующих условиях:

¨      Товар не имеет, или почти не имеет заменителей;

¨      Конкуренция отсутствует или почти отсутствует;

¨      Покупатели не сразу замечают рост цен на общем фоне инфляции;

¨      Покупатели консервативны (имеют привычку к данному товару).

Неэластичным считается спрос на предметы первой необходимости.

Эластичный – спрос на предметы роскоши.

Предложение.

Предложение всегда следует рассматривать с точки зрения его величины. Вместо того чтобы спрашивать, какое количество будет предлагаться по разным ценам, мы вправе спросить, какими должны быть цены, которые побудят производителя предлагать разное количество товара.

Суть закона предложения такова: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение.

Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить  к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.

Между ценой и величиной предложения существует прямая связь.

Кривая предложения.

Аналогично спросу, кривая предложения – графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством предлагаемого товара.

Кривая предложения строится при таких же допущениях, как и кривая спроса. (Рис. 6).

Рисунок 6. Изменение предложения и изменение величины предложения.

Единственное отличие – положительный наклон кривой. (Прямая пропорциональная зависимость). Она связана с интересами производителя товара.

Также как и в случае со спросом влияние изменения цены при прочих равных условиях может быть показано движением вдоль кривой предложения (изменение величины предложения).

Изменение какого-либо неценового фактора приводит к сдвигу кривой предложения. Такой сдвиг называется изменением предложения.

Другим объяснением положительного наклона кривой предложения может быть закон предельных возможностей фирмы.

Неценовые детерминанты предложения.

Чувствительность предложения к изменению цены определяется эластичностью предложения.

При построении кривой предложения экономист исходит из допущения, что цена – основная детерминанта величины предложения любого продукта. Но если одна из неценовых детерминант предложения претерпевает изменения, положение кривой предложения также будет меняться.

К основным неценовым детерминантам предложения относятся следующие:

¨      цены на ресурсы;

¨      технология производства;

¨      налоги и дотации;

¨      цены на другие товары;

¨      ожидания изменения цен;

¨      число продавцов на рынке.

Рассмотрим подробнее воздействие на предложение каждой, из перечисленных детерминант.

Цены на ресурсы. Снижение цен на ресурсы снизит издержки производства и увеличит предложение, т.е. переметит кривую предложения вправо. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки и сократит предложение, т.е. сместит кривую предложения влево.

Технология. Нововведения в технологии позволяют более эффективно произвести единицу продукции и увеличить предложение.

Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.

Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Фирма, выпускающая спортивные товары может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на мячи футбольные.

Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем могут повлиять на предложение продукта на рынок в настоящее время. Например, ожидание существенного повышения в ближайшем будущем цен на автомобили может сократить текущее предложение этой продукции

Число продавцов. Чем больше число производителей, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше фирм в отрасли, тем меньше рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.

Итак, неценовые детерминанты предложения вызывают изменения в предложении.

Изменение величины предложения.

Различия между изменением в предложении и изменением величины предложения такое же, как различие между изменением величины спроса.

Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой предложения: увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смещает ее влево.

Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминант предложения.

Напротив, изменение величины предложения означает продвижение с одной точки на другую на постоянной кривой предложения. Причиной такого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт.

Обзор свойств эластичности спроса и эластичности предложения.

Ценовая эластичность – это степень чувствительности спроса или предложения к различным факторам.

Согласно закону спроса при снижении цены покупается большее количество товара. Но реакция потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.

Экономисты измеряют реакцию (чуткость) потребителей на изменение цены продукции, используя концепцию ценовой эластичности. Суть концепции ценовой эластичности заключается в следующем:

ü      Если небольшое изменение в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то спрос на такие продукты принято называть эластичным;

ü      Если существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок, то в таких случаях спрос неэластичный.

Степень ценовой эластичности или не эластичности спроса экономисты измеряют при помощи коэффициента Ed, вычисленного по следующей формуле:

Эту же формулу можно представить в виде:

Исходя из формулы, спрос является эластичным, если данное процентное изменение цены ведет к большому процентному изменению количества спрашиваемого продукта. Например, если снижение цены на 2% вызывает рост спроса - на 4%, то спрос является эластичным.

Когда спрос эластичен, коэффициент эластичности будет больше единицы. Если данное процентное изменение цены сопровождается относительно меньшим изменением количества спрашиваемой продукции, то спрос является неэластичным. Если снижение цены на 3% дает в результате рост количества спрашиваемой продукции всего на 1%, спрос неэластичен. Коэффициент эластичности в этом случае меньше единицы и составляет 1/3.

Когда спрос неэластичен, коэффициент эластичности всегда будет меньше единицы.

Между эластичным и неэластичным спросом возникает пограничная ситуация, когда процентное изменение цены и последующее процентное изменение количества спрашиваемой продукции оказываются равными по величине – такой специфический случай называют единичной эластичностью, так как коэффициент эластичности в точности равен единице.

Следует подчеркнуть, что, говоря о неэластичном спросе, экономисты не имеют в виду абсолютную нечувствительность потребителей к изменению цен. Совершено неэластичный спрос означает крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции. Примером может служить спрос больных острой формой диабета на инсулин или же спрос наркоманов на наркотики. Какая бы не была цена, все равно будут покупать алкоголь, сигареты, наркотики, лекарства и т.п. Графически этот случай показывают при помощи кривой спроса, параллельной вертикальной оси. Например, D1. на рис. И наоборот, когда экономисты говорят об эластичном спросе, они не имеют в виду, что потребители весьма чувствительны к изменению цены. В крайней ситуации, при которой самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупку от нуля, кривая совершенно эластичного спроса представляет собой линию, параллельную горизонтальной оси (например, D2 на рис). Такая кривая спроса имеет место в том случае, когда фирма продает продукцию на чисто конкурентном рынке. Простейший способ проверить, эластичным или неэластичным является спрос, - это определить, что происходит с общей выручкой в случае изменения цены продукции.


 


Рисунок 7. График  спроса на товар с различной эластичностью.

Свойства эластичности спроса.

От чего зависит эластичность спроса?

Правила.

1.       Чем больше у товара заменителей (субститутов), чем ближе их полезное свойство, тем выше эластичность спроса на этот товар (автомобиль, лошадь, осел).

2.       Чем больше разнообразных возможностей использования данного товара, тем больше эластичность спроса на него.

3.       Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность на этот товар (поваренная соль).

4.       Чем больше ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность спроса на товар (в условиях дефицита покупают товары, но по более высокой цене)

5.       Чем больше агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса («полукопченая»  колбаса – колбаса – еда).

Спрос становится боле эластичным с течением времени.

В случае неэластичного спроса производителю выгодно понижать цены, так как в этом случае его выручка будет расти.

Эластичный спрос

Если спрос эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки. Почему? Потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции прирост продаж оказывается достаточным для компенсации потерь от снижения цены.

Вывод:

Если спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.

Неэластичный спрос.

Если спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Небольшое расширение продаж, которое произойдет в этом случае, окажется недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, так что, в конечном счете, общая выручка уменьшается.

Вывод:

Если спрос неэластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.

Единичная эластичность.

В специальном случае единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку без всяких изменений. Потеря выручки, вызванная снижением цены единицы продукции, будет в точности компенсирована соответствующим расширением продаж. И наоборот, прирост выручки, полученный  благодаря росту единицы продукции, будет точно компенсирован потерей выручки, вызванной сопутствующим сокращением количества спрашиваемой продукции.

Эластичность спроса по доходу.

Это степень чувствительности спроса на какой-либо товар к изменению доходов потребителей:

Не меньшее значение на спрос оказывают цены на другие товары.

Перекрестная (взаимная) эластичность спроса – степень чувствительности спроса на определенный товар к изменению цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности рассчитывается:

К = Изменение цены на товар «А»/ изменение цены на товар «В»

 

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Эластичность предложения по цене – это степень чувствительности предложения к изменению цены товара.

Концепция ценовой эластичности спроса применима также и к предложению. Суть ее в следующем: если производители чувствительны к изменениям цен, то предложение эластично, и – наоборот. 

Формула эластичности спроса подходит и для определения степени эластичности предложения. Единственное, необходимое изменение заключается в замене «процентного изменения количества спрашиваемой продукции» на «процентное изменение количества предлагаемой продукции.

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является время, которое необходимо для того, чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. Чем продолжительнее время, которым располагает производитель, для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем больше соответственно эластичность предложения. Почему? Да потому, что реакция производителя на рост цены продукта «Х» зависит от их способности перераспределять ресурсы в пользу производства продукта «Х» за счет сокращения производства других продуктов. А перераспределение ресурсов требует времени: чем продолжительнее время, тем сильнее «подвижность» ресурсов. Следовательно, чем больше изменится объем производства, тем выше будет эластичность предложения.

Анализируя влияние фактора времени на эластичность предложения, полезно провести различие между периодами.

По способности предприятия реагировать на рыночную ситуацию выделяют:

1. Мгновенный (рыночный период) – период реализации уже произведенного продукта на рынке; Кривая предложения принимает строго вертикальный характер – это означает, что предложение в мгновенном периоде абсолютно не эластично.

2. Короткий (краткосрочный) период –  период, в течение которого предприятие может подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы и увеличивая объемы производства кривая предложения Sл в краткосрочный период постепенно начинает отклоняться от строго вертикального положения в направлении, определенным законом предложения.

3. Длительный период (долгосрочный) - период, в течение которого предприятие формирует новый спрос, осуществляет перестройку производства. В этот период происходят также расширение предложения за счет появления на рынке новых фирм, производителей товаров. Кривая  - эластичность предложения по цене постепенно увеличивается во времени.

Взаимодействие спроса и предложения

На каждом рынке существует множество продавцов и множество покупателей, каждый из которых планирует свои действия самостоятельно. Когда они встречаются для торговли, то оказывается, многие не в состоянии выполнить свои намеченные планы.

Кривые спроса и предложения могут быть использованы для иллюстрации рыночного равновесия. Рыночное равновесие это та ситуация, когда планы продавца и покупателя совпадают.

Пересечение кривой спроса и кривой предложения показывает, что только при одной единственной цене планы покупателей и продавцов совпадают. Эта цена называется  равновесной.

Более высокая цена приводит к возникновению избытка и оказывает давление на равновесную цену сверху, а более низкая цена приводит к возникновению дефицита и оказывает давление снизу.

На графике нахождение точки равновесия выглядит просто, в реальной жизни рыночные условия меняются очень быстро, покупатели и продавцы пересматривают свои планы, поэтому точка равновесия постоянно движется.

Рисунок 8. Равновесие рынка.

Многообразие рыночных структур. Равновесие рынка.

Понятие рыночной структуры очень тесно переплетается с конкурентной борьбой на рынке. Поэтому тип рынка некоторые исследователи называют типом конкуренции. Существует 4 типа рыночных структур. (4 типа конкуренции).

1. Совершенная конкуренция. (Чистая конкуренция рынка). Определяющими характеристиками ее являются следующие:

¨      На рынке присутствуют одновременно множество фирм.

¨      Ни одна из них не занимает значительную долю рынка.

¨      Товар является однородным.

¨      Вход и выход из отрасли не связан с какими-либо трудностями.

2. Монополия. Чистая монополия рынка. Рынок, – на котором единственная фирма осуществляет 100% продажу какого-то уникального товара, не имеющего заменителей.

3. Олигополия. Рынок занимают несколько фирм. Причем, по крайней мере, некоторые из них контролируют значительную долю рынка. Товар может быть однородным и не однородным. Равновероятно как наличие, так и отсутствие барьеров, препятствующих входу на рынок.

4. Монополистическая конкуренция. Напоминает рынок совершенной конкуренции тем, что также предполагает наличие множества мелких фирм, легкость входа и выхода. На данном рынке товары различных фирм дифференцированы.

Под однородностью продукции понимается ситуация, когда разные фирмы выпускают в основном сходную продукцию.

Легкость входа – тот факт, что фирмы, которые только приступают к производству продукции, могут делать это на равных условиях с уже существующими фирмами. С точки зрения цен, которые придется им платить за те или иные ресурсы, доступа к государственным лицензиям и т.д.

Легкость выхода – подразумевается, что фирмы не сталкиваются с какими-либо юридическими барьерами, покидая рынок.

Под равным доступом к информации понимается то, что покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах на товары и стоимости затрат, необходимых для производства этих товаров. Кроме того, покупателя знают все, что им необходимо знать о характере продукта, а производители знают все о производственных технологиях.

Таблица 2. Типы рыночных структур.

Тип рынка

Количество и размер фирм

Характер продукции

Условия входа и выхода

Доступность информации

Совершенная конкуренция

Множество мелких фирм

Однородная продукция

Никаких затруднений

Равный доступ ко всем видам информации

Монополистическая конкуренция

Множество мелких фирм

Разнообразная продукция

Нет никаких затруднений

Некоторые ограничения

Олигополия

Число фирм велико. Есть крупные фирмы

Разнородная или однородная продукция

Возможны отдельные препятствия при входе

Некоторые ограничения

Монополистическая, чистая

Одна фирма

Уникальная продукция

Практически непреодолимые препятствия при входе

Некоторые ограничения

Цена и ценообразование

Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой.

Цена - денежное выражение стоимости товара. В рамках рыночного подхода цена - это форма выражения ценности благ, проявляющихся в процессе их обмена. Прослеживается связь цены товара с ценностью, полезностью как объекта потребления. Цена товара проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар. Потому что вне рынка, без купли-продажи нет цены. Стратегия ценообразования следующая - найти такую цену, чтобы общая масса прибыли была максимальной. Механизм ценообразования 2-х видов: рыночный и производственный (затратный).

Рыночный механизм ценообразования зависит от вида рынка, поэтому под рыночным механизмом понимается множество механизмов. Но среди них есть наиболее типичные механизмы. Рассмотрим ценообразование на конкурентном рынке, где действует закон спроса и закон предложения.

На графике изображены кривые спроса и предложения на определенный товар. На рынке автоматически установится цена Црын, при которой величина спроса Ср. равна величине предложения Пр. Если покупатели захотят купить товар по цене Ц1, которая ниже Црын, то спрос С1 окажется большим, чем предложение П1, возникнет дефицит товара, изменяемый разностью Ц11, и цена вследствие этого будет возрастать, пока предложение не уравняется со спросом. Если же продавцы пожелают продавать товар по цене Ц2, которая выше равновесной Црын, то предложение П2 окажется выше спроса С2, образуется избыток товара, равный П22, и вследствие этого цена станет уменьшаться до тех пор, пока спрос и предложение не уравновесятся.

 Таким образом, на конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на товар только от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка.

 Функции цен:

¨      измерительная - благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар;

¨      соизмерительная - заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Если цена адекватно отражает полезность, она может использоваться при сопоставлении полезности;

¨      учетная - цена становится вспомогательным инструментом учета.

¨      инструмент анализа, прогнозирования, планирования;

¨      социальная функция - с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи;

¨      внешнеэкономические функции - как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами;

¨      стимулирующая функция - влияет на повышение объемов производства и улучшение качества продукции.

Виды цен.

1. В зависимости от сфер торговли.

¨      Оптовые - цены, по которым продукция реализуется крупными партиями.

¨      Розничные - цены, по которым товар продается в розничной торговой сети.

¨      Закупочные цены - цены государственных закупок продукции у предприятий.

2. Цены на услуги.

3. Виды цен, различающиеся по степени и способам регулирования.

¨      Жестко фиксированные, твердые цены - назначаются государственными органами ценообразования.

¨      Регулируемые цены - регулируются государственными органами - утверждение государственными органами предельного уровня рентабельности.

¨      Договорные цены - определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем.

4. Свободные рыночные цены.

5. Мировые цены - цены мирового рынка

6. Сопоставимые или неизменные цены - для определения индекса цен.

7. Проектные

8. Цены сезонные - изменяются в определенные периоды года, типичны для сельскохозяйственной продукции.

9. Неизменные или сопоставимые цены - необходимы для расчетных цен.

10. Биржевые, аукционные, комиссионные.

Государственные цены.

В некоторых случаях правительство может вмешиваться, законодательно устанавливая пределы роста или падения цен. Что происходит с рыночным механизмом в случае государственного регулирования цен?

Государство может устанавливать потолок цен (высший) и нижний уровень цен.

Потолок цен. Потолок цен представляет собой законодательно установленную максимальную цену, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу.

Эти потолки цен позволяют потребителям приобретать некоторые товары первой необходимости или услуги, которые они не смогли бы купить при равновесных ценах. В широких масштабах потолки цен или общий контроль за ценами, применяется для ограничения инфляционных процессов в экономике.

Установление потолка цен приводит к устойчивому дефициту.

Установление ценового потолка создает и более серьезную проблему – препятствует изменению цен, что абсолютно необходимо для эффективности распределения ресурсов.

Нижний уровень цен – это минимальная цена, установленная правительством и превышающая цену равновесия.

Обычно он применяется  в таких случаях, когда обществу представлялось, что свободное функционирование рыночной системы не способно обеспечить достаточный уровень доходов определенным группам поставщиков ресурсов или производителей. Законодательство о минимуме заработной платы, а также поддержка цен на сельскохозяйственную продукцию – вот два наиболее широко известных примера установления правительством нижнего уровня цен.

Установление нижнего уровня цены приводит к устойчивому избытку продукции.

Правительство должно либо выкупать этот излишек, либо принимать меры к его ликвидации путем ограничения предложения или расширения спроса на данный продукт.

Итак, ценовые потолки и нижние уровни цен, лишают механизм свободного рыночного взаимодействия спроса и предложения, присущей ему способности устанавливать соответствие между решениями производителей о поставках и решениями покупателей о спросе. Свободно устанавливающиеся цены автоматически нормируют продукт для покупателей; регулируемые цены этого не делают. Соответственно, правительству приходится брать на себя решение проблемы нормирования, порождаемой установлением  ценовых потолков, а также проблем закупки или уничтожения излишков, возникающих вследствие введения минимальных цен.

Государственное регулирование цен имеет противоречивые последствия. Предполагаемые выгоды от введения ценовых потолков и нижних уровней цен для потребителей и производителей в отдельности следует сопоставлять с потерями, проистекающими из возникающих в связи с этим дефицитов и товарных излишков.

Товар

Товар – это продукт труда, произведенный для продажи с целью обмена на другие товары, продукты труда или денег на рынке.

В процесс обмена у товара появляется два свойства:

1.      удовлетворять какую-либо человеческую потребность, быть полезным для потребителя, т.е. обладать общественной полезностью (потребительской стоимостью).

2.      свойство обмениваться на другой товар (деньги) в определенных количественных пропорциях (т.е. обладать меновой стоимостью).

Для товара характерны свойства и специфические особенности.

Итальянский экономист Галиани доказывал, что наивысшую ценность должны иметь товары, обладающие наивысшей полезностью. Однако Адам Смит отметил, что данное утверждение не соответствует действительности. Замечание А. Смита получило название «Парадокс Смита». Если ценность вещи зависит о ее полезности, то почему блага, имеющие высокий полезный эффект (пища) ценятся ниже, чем блага, полезность которых «весьма относительна» (бриллиант)?

Данную проблему решили в XIX веке ученые, которые предложили некоторые теоретические понятия – «предельная полезность».

Согласно этой концепции величина ценности материальных благ определяется величиной полезности его для конкретного человека, но при этом речь идет не вообще о величине полезности, а о предельной полезности.

Предельная полезность блага – это полезность единицы (наименьшая польза из имеющегося запаса данного вида продукта).

Ценность единицы какого-либо блага определяется степенью важности той потребности, которая удовлетворяется с помощью этой единицы.

Из вышесказанного следует закон убывающей предельной полезности.

Предельная полезность вещи для всякого человека убывает с каждым приростом того ее количества, которое есть в его распоряжении в данный период времени.

Т.е. ценность товара является субъективным представлением человека.

Полезность равна нулю, если товара много. В жизни более типичной ситуацией является дефицит определенных товаров и услуг. Возникает проблема предпочтения тех или иных потребностей, которые могут быть удовлетворены.

Теория поведения потребителя. Предельная полезность. Кривые безразличия.

Поведение покупателя на рынке целесообразно рассматривать поэтапно.

Первый этап заключается в изучении предпочтений покупателя, при этом, важно иметь критерии, по которым покупатели могут сделать выбор, предпочитая один товар другому.

На втором этапе необходимо учитывать то обстоятельство, что покупатели сталкиваются с бюджетными ограничениями, т.е. они всегда ограничены своими доходами.

На 3-м этапе следует совместить потребительские предпочтения с бюджетными ограничениями и определить потребительский выбор.

Т.о. теоретически, потребительские предпочтения и бюджетные ограничения покупателей, дают возможность определить, какие сочетания товаров и услуг покупатели выберут для покупки с тем, чтобы максимально удовлетворить свои потребности.

Каждый потребитель устанавливает свой порядок предпочтения по отношению к товару. Кривая безразличия – это геометрическое место точек, отображающих те или иные равноценные для потребителя наборы из товаров.

Существует в теории предпочтений аксиома – большее количество товаров, входящих в набор всегда предпочитается меньшему их количеству. Существует определенная иерархия предпочтений.

При прочих равных условиях мы стремимся купить больше необходимого нам товара. Но на это накладывается бюджетное ограничение. На наши предпочтения накладываются бюджетные ограничения.

При определенном уровне собственного дохода и данном уровне цен потребитель предпочитает максимум уровня удовлетворения своих потребностей.

Пересечение кривой безразличия с бюджетным ограничением – точка равновесия – означает максимально возможную полезность при данном ограниченном доходе.

Поведение типичного потребителя в рыночной экономике представляет существенный интерес и в теоретической экономике выражается теорией потребительского поведения.

Теория отвечает на вопрос, каким образом потребители будут расходовать свои денежные доходы между различными товарами и услугами, которые они могут купить?  Или,- какой именно набор товаров и услуг из тех, что потребитель может приобрести, не выходя за пределы своего бюджета, принесет ему наибольшую полезность или удовлетворение?

Правило максимизации полезности потребителя заключается в таком распределении денежного дохода, когда последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида продуктов, приносит одинаковую добавочную (предельную) полезность. Если потребитель  «уравновесит свои предельные полезности» в соответствии с этим правилом, то ничего не будет побуждать его к изменению структуры расходов. Потребитель будет находиться в состоянии равновесия.

Согласно правилу максимизации полезности потребитель может максимизировать полезность, если он распределит свой денежный доход таким образом, чтобы последний рубль, израсходованный на продукт «А», принесет одинаковое количество добавочной, или предельной полезности.

Предельная полезность в расчете на рубль, затраченный на продукт «А». Обозначим как MU (marginal utility) продукта «А», деленное на цену продукта «А», а предельная полезность в расчете на рубль затрат на продукт «В» - как MU продукта «В», деленное на цену продукта «В». Правило максимизации полезности требует, чтобы эти соотношения были равны. А именно:

Теория кривых безразличия

Рассмотрим теорию потребительского поведения и потребительского равновесия на основе анализа:

1). Бюджетной линии потребления и

2). Кривых безразличия.

Бюджетная линия потребителя показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут приобрести потребители при фиксированной величине денежного дохода.

Кривые безразличия воплощают в себе «субъективную» информацию о предпочтениях, отдаваемых потребителем продукта «А» или продукта «В». По определению, кривые безразличия демонстрируют все возможные комбинации продуктов «А» и «В», дающие потребителю равный объем удовлетворения потребности или полезности.

На рис.8. представлена гипотетическая кривая безразличия, включающая продукты «А» и «В». Субъективные предпочтения потребителя таковы, что он реализует одинаковую совокупную полезность «А» и «В» при любой их комбинации, показанной на графике; следовательно, потребителю будет безразлично, какую именно комбинацию продуктов он действительно приобретает.

 

Рисунок 9. Кривая безразличия.

Кривая безразличия на рисунке 9 соответствует некоторой постоянной величине совокупной полезности, или удовлетворения. В то же время существует возможность изобразить целую серию кривых безразличия, или, другими словами, карту безразличия, как показано на рисунке 10.

Рисунок 10. Карта безразличия.

Карта безразличия представляет собой набор кривых безразличия. Каждая последующая кривая, дальше отстоящая от начала координат, соответствует большей величине совокупной полезности.

Определить равновесное положение потребителя можно путем совмещения линии потребительского бюджета и карты безразличия, как это показано на рисунке 10. Согласно определению бюджетная линия показывает все комбинации продуктов «А» и «В», доступные для потребителя при данной величине его денежного дохода и данном уровне цен продуктов «А» и «В». Вопрос заключается в следующем: какая из этих доступных потребителю комбинаций окажется для него наиболее предпочтительной?

Ответ: такая комбинация, которая принесет ему наибольшее удовлетворение или наибольшую полезность.

Объяснение потребительского поведения с позиций теории кривых безразличия основывается на использовании бюджетной линии и кривых безразличия;

Бюджетная линия показывает все комбинации двух продуктов, которые может купить потребитель при данной величине его денежного дохода и данном уровне цен на продукты. Измерение цен на продукты или величины денежного дохода приведет к перемещению бюджетной линии;

Кривая безразличия показывает все комбинации двух продуктов, которые принесут потребителю одинаковый объем совокупной полезности. Кривые безразличия являются нисходящими и выпуклыми по отношению к началу координат;

Потребитель выберет такую точку на бюджетной линии, которая поставит его на наиболее высокую точку изо всех доступных ему, кривых безразличия;

Потребитель, выбирая товары или услуги, старается достичь максимального удовлетворения своих потребностей при заданном бюджете.

Оптимальный набор товаров и услуг (точка оптимума) должна отвечать двум правилам:

1.      Эта точка должна находится на бюджетной линии.

2.      Оптимальный набор должен предоставлять потребителю из двух рассматриваемых товаров их наиболее предпочтительное сочетание.

 

Теория издержек. Издержки производства.

Существует несколько видов издержек.

Внешние издержки представляют собой плату за ресурсы поставщикам, не принадлежащим к числу владельцев данной фирмы.

Внутренние издержки – это издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс. Например, заработная плата, рента, вознаграждение за труд предпринимателя.

Таким образом – издержки – это платежи (внешние и внутренние), необходимые для того, чтобы привлечь и удержать ресурсы в пределах данного бизнеса.

Издержки – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности.

Денежная оценка затрат наиболее удобна, хотя а практике используется и другой способ выражения затрат – натурально-вещественный.

Издержки делятся на:

1.      Условно-переменные;

2.      Условно-постоянные

Под условно-переменными понимают такие, которые зависят от объема выпускаемой продукции или объема товарооборота. 

Под условно-постоянными понимают такие издержки, которые не зависят от объема выпускаемой продукции.

Постоянные издержки и их динамика.

Рассмотрим поведение (динамику) постоянных издержек (fixed costs) при увеличении и сокращении объема реализации лекарственных препаратов.

Таблица 3. Динамика постоянных и средних постоянных издержек

Объем реализации (шт.)

Постоянные издержки (ПОИ)

Средние постоянные издержки (СПОИ)

0

100000

0

1000

100000

1000

2000

100000

500

3000

100000

333

4000

100000

250

5000

100000

200

6000

100000

167

7000

100000

143

8000

100000

125

9000

100000

111

10000

100000

100

 

Графически это выглядит следующим образом:

Рисунок 11. Динамика постоянных и средних  постоянных издержек

К постоянным издержкам относят затраты которые имеет фирма вне зависимости от объема выпускаемой продукции. Переменные затраты меняются вместе с изменением объема выпуска продукции.

Постоянные издержки могут контролироваться на долговременном этапе, но они не меняются при изменении объема выпуска продукции в  краткосрочном периоде времени. Эти издержки оплачиваются и тогда, когда продукция вообще не выпускается на предприятии. Чтобы решить вопрос, сколько выпускать готовой продукции, руководитель должен знать, как изменяются переменные издержки в краткосрочном периоде с изменением объема выпуска. Для этого необходимо воспользоваться дополнительными понятиями: предельных издержек и средних издержек.

Предельные издержки (МС - marginal costs) - это дополнительные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции.

МС можно определить для каждой добавочной единицы продукции как изменение величины общих издержек к изменению общего объема производства, вызванного добавочной единицей расходов.

Для фирмы большое значение имеют средние издержки (АС) – издержки в расчете на единицу продукции. В частности, именно средние издержки обычно используются для сравнения с ценой, которая всегда указывается в расчете на единицу продукции.

СПОИ (издержки на единицу товара) исчисляются путем деления ПОИ на соответствующий объем реализации товара.

На графике и из таблицы видно, что СПОИ уменьшаются с увеличением объема реализации товара.

Переменные издержки.

Динамику таких издержек изобразим графически и покажем в таблице.

Таблица 4. Динамика переменных издержек

Объем реализации (шт.)

Переменные издержки (ПИ)

Средние переменные издержки (СПИ)

0

0

0

100

2000

20

200

4000

20

300

6000

20

400

8000

20

500

10000

20

 

Линия ПИ начинается в нулевой точке. ПИ = 0, так как ничего не реализуется. ПИ растет с увеличением объема реализации и постоянно возрастает на одну и ту же величину (20 руб.)

СПИ – остаются неизменными вне зависимости от изменения объема реализации.

Рисунок 12. Динамика переменных и средних переменных издержек

Валовые издержки фирмы

Под валовыми издержками понимается сумма условно-переменных и условно-постоянных издержек фирмы. Динамика валовых издержек приведена на графике и в таблице.

Таблица 5. Динамика валовых издержек

Объем реализации, шт.

ПОИ, руб.

ПИ, руб.

Валовые издержки, руб.

Средние валовые издержки СВИ, руб.

0

300

0

300

0

1000

300

220

520

0,52

2000

300

350

650

0,325

3000

300

550

850

0,283

4000

300

900

1200

0,30

5000

300

1300

1600

0,32

 

Структуру издержек обращения фирмы, относящиеся статьи издержек к условно-переменным или условно-постоянным определяет руководитель фирмы.

Валовые издержки на производство и реализацию какого-либо товара состоят из двух частей: постоянных и переменных.

TC=FC+VC

Предельные или маржинальные издержки – это прирост издержек, при увеличении производства товара на одну единицу дополнительно. Рассчитывается как отношение прироста валовых издержек к приросту количества произведенного товара;  т.к.  постоянные издержки не меняются с изменением объема производства продукции, то предельные издержки определяются приростом лишь переменных затрат.

MC = D VC/DQ

Средние издержки являются затратами на производство единицы продукции.

ATC = TC/Q

AFC = FC/Q

AVC = VC/Q

Структура бухгалтерских издержек.

Для того чтобы понять структуру бухгалтерских издержек необходимо вспомнить движение капитала:

Д---Т----Д

Д---Капитал в товарной форме---Д

Д---Капитал в производственной форме---Т----Д

Кругооборот капитала – это непрерывное движение капитала, в котором он последовательно превращается из одной формы в другую и возвращается к исходной форме.

Для осуществления производственной деятельности предприниматель не должен забывать три правила:

Правило № 1.

Капитал предприятия должен находится одновременно в 3-х формах – денежной, производственной, товарной.

Правило № 2.

Возможность успешной деятельности предприятия заключена в бесперебойной смене капитала своей формы.

Правило № 3.

Различные формы капитала имеют свой обособленный оборот, при котором производственный капитал по способу его оборота и характеру движения делится на основной и оборотный капитал.

Оборотный капитал – это та часть производственного капитала, которая в процессе потребления полностью переносит на продукт свою стоимость и возвращается к предпринимателю в денежной форме в течение каждого кругооборота капитала.

Основной капитал – это та часть производственного капитала, которая полностью участвует в процессе производства, но переносит свою стоимость на создаваемый продукт частями, по мере износа. К нему относят: тот капитал, который используется на авансирование средств труда (транспорт, машины, оборудование, здания).

Издержки производства непосредственно связаны с затратами основного и оборотного капитала. Эта связь отражена в таблице.

Таблица 6. Статьи бухгалтерских издержек и виды затрат капитала

Статьи бухгалтерских издержек

Виды затрат капитала

Материальные затраты

Затраты собственного оборотного капитала

Затраты на оплату труда

Затраты собственного оборотного капитала

Отчисления на социальные нужды

Затраты собственного оборотного капитала

Амортизация

Затраты основного капитала

Прочие затраты

Затраты основного и оборотного капитала

 

Статьи бухгалтерских издержек – это статьи затрат, образующих себестоимость продукции

К материальным затратам относится стоимость:

¨      Приобретаемого сырья и материалов;

¨      Покупных материалов для упаковки, хранения и обеспечения нормального технологического процесса;

К затратам по отплате труда относят:

¨      Заработную плату (основную и дополнительную);

¨      Премии и другие выплаты, выплаченные в натурально-вещественной форме;

¨      Выплаты компенсационного характера (за работу во внеурочное время);

¨      Отчисления на социальные нужды: Обязательные отчисления, по установленным законодательством РФ нормативам в фонды обязательного медицинского страхования, пенсионного фонда и др.

Амортизация основного капитала – это процесс переноса стоимости основного капитала по мере его износа на произведенную продукцию

Прочие затраты – разного рода платежи, такие как выплата процентов банку, за предоставленные суды и кредиты, арендная плата, использование собственных оборотных средств и т.д.

Любой предприниматель хочет использовать производственные факторы так, чтобы получить максимальное количество продукта. Такая зависимость между количеством необходимых факторов и количеством выпущенного продукта в экономике называется «производственная функция».

ПФ = f (ОФ, ОС, Живой труд);

Производственная функция всегда конкретна, т.е. предназначается для конкретной технологии производства. С ее помощью определяется минимальное количество затрат, необходимых для производства данного объема продукта.

Теперь попытаемся ответить на вопрос, каким образом будет изменяться объем производства по мере того, как все большее и большее количество переменных ресурсов будет присоединяться к фиксированным ресурсам фирмы?

Ответ на этот вопрос дает закон убывающей отдачи, который также называется «законом  убывающего предельного продукта» или «законом изменяющихся пропорций».

Закон убывающей отдачи.

Этот закон гласит, что, начиная с определенного момента, последовательное присоединение единиц переменного  ресурса (например, труда) к неизменному, фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) дает уменьшающий добавочный, или предельный, продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса.

Иначе говоря, если количество рабочих, обслуживающих данное машинное оборудование, будет увеличиваться, то рост объема производства будет происходить все медленнее и медленнее по мере того, как больше рабочих будет привлекаться к производству.

Следует подчеркнуть, что закон убывающей отдачи основан на предположении, согласно которому, все единицы переменных ресурсов (например, рабочие) качественно однородны. Т.е. предполагается, что каждый добавочный рабочий обладает такими же умственными способностями, координацией движений, квалификацией, трудовыми навыками и т.д.

Предельный продукт начинает убывать не потому, что нанятые рабочие оказались менее квалифицированными, а потому, что относительно большее количество занято при той же величине имеющихся капитальных фондов.

В результате присоединения все большего количества переменного ресурса (труда к постоянным ресурсам – земле или капиталу) общий продукт сначала возрастает, затем достигает своего максимума и начнет уменьшаться.

Предельный продукт показывает величину изменения общего объема производства, связанного с присоединением каждой добавочной единицы труда.

Средний продукт – это просто объем производства продукции в расчете на одного работающего.

Прибыль. Доходы предприятия.

Формирование прибыли можно выразить несколькими этапами.

1.      Выручка от реализации – Издержки = Валовой доход»;

2.      Валовой доход – Обязательные отчисления = Прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы;

Обязательные отчисления – налоги в бюджет (государственный и местный), отчисления в социальные фонды и др.

Прибыль, оставшаяся в распоряжении фирмы распределяется фирмой самостоятельно по фондам экономического стимулирования (фонд накопления и фонд потребления).

Фонд потребления – это средства, идущие на потребительские нужды.

Фонд накопления – средства, идущие на воспроизводство основных фондов.

Понятие среднего и валового предельного дохода.

Прибыль представляет собой разницу между доходом и издержками производства. Следовательно, чтобы знать объем производства, максимизирующий прибыль, надо знать ее возможные доходы. Для этого используются следующие понятия:

¨      валовой доход (R - Revenue) - представляет собой количество (Q - Quantity) реализованной продукции по определенным ценам RQ = Q * P;

¨      предельный (MMaginal) доход (MR) - приращение R в результате роста выпуска продукции на единицу  MR = DRQ / Q;

¨      средний (A - Average) доход (AR) - доход, получаемый от одной единицы товара AR = RQ / Q

Экономисты используют термин "прибыль" для обозначения разности между совокупным доходом фирмы и ее издержками, как явными, так и неявными, те здесь мы сталкиваемся с понятием чистой экономической прибылью.

Под бухгалтерской прибылью экономисты понимают разность между совокупным доходом и явными издержками.

Модель поведения фирмы.

Деятельность любой фирмы протекает не в безвоздушном пространстве, а в постоянно меняющейся экономической ситуации. Фирма оказывается в той или иной экономической модели, но каждый раз перед ней встают стандартные вопросы:

1.      Следует ли производить?

2.      Если да, то, - в каких количествах?

3.      На какую прибыль можно рассчитывать, или какой убыток придется покрывать?

Набор ответов на поставленные вопросы представляет собой модель фирмы.

Целью любого предприятия на рынке является получение максимальной прибыли, однако, выходя на рынок со своим товаром предприниматель предполагает прежде всего получить выручку, а то, как выручка покроет затраты – это вопрос вторичный.

Экономисты выделяют 3 вида выручки: валовую (общую), среднюю, предельную.

Валовая выручка – денежная сумма, получаемая продавцом при продаже определенного количества товара по определенной цене:

Валовая выручка = Количество товара * Цена 

TR=Q*P

Средняя выручка – выручка, приходящаяся на единицу проданного товара

Средняя выручка = валовая выручка/ количество товара

AR=TR/Q

Предельная выручка – прирост выручки, получаемой продавцом при продаже дополнительной единицы товара.

Предельная выручка = Прирост выручки/ Прирост проданного товара

MR = Изменение TR/Изменение Q;

Как изменяется валовая, средняя, предельная выручка зависит от конкретного типа рынка.

ТЕОРЕМА
В условиях чистой конкуренции цена товара определяется полностью рынком и не зависит от рыночного поведения отдельного продавца. Следовательно, спрос на товары одного продавца абсолютно эластичен.

Из данной теоремы вытекают следствия:

Следствие 1.

Валовая выручка продавца в условиях чистой конкуренции прямо пропорциональна количеству проданного им товара.

Следствие 2. 

Средняя выручка продавца – это цена товара AR=P

Следствие 3.

Предельная выручка продавца в условиях чистой конкуренции – это цена товара.  MR=P

ЗАКОН.
Фирма достигает максимума прибыли при таком объеме производства, при котором предельная выручка равна предельным издержкам. MR=MC (где МС – предельные издержки.).

Для чистой конкуренции из настоящего закона имеется важное следствие 4.

Следствие 4.

Так как в условиях чистой конкуренции предельная выручка равна цене товара, то фирма достигает максимума прибыли, когда предельные издержки становятся равными цене. MC = P

До достижения фирмой максимума прибыли предельная выручка больше предельных затрат.

После прохождения точки максимума прибыли предельная выручка меньше предельных затрат.

Закон максимизации прибыли (MR=MC) в том виде, в котором мы его сформулировали, действует не только в условиях чистой конкуренции, но и в любой другой рыночной структуре. Следовательно, можно расширить трактовку закона:

Прибыль фирмы в условиях любой рыночной структуры будет максимальна при таком объеме производства, при котором предельные издержки равны предельной выручке от реализации товара.

Следствие 5.

Чем больше степень контроля производителя над ценой, тем больше последняя отклоняется от величины предельной выручки или предельных издержек.

Правило 1.

Фирма получает прибыль до тех пор, пока цена больше средних валовых издержек.

Правило 2.

Фирма стремится максимизировать свою прибыль, ели цена больше минимума средних валовых издержек.

Правило 3.

Фирма стремится минимизировать свой убыток, и ее не следует закрывать, если цена меньше минимума средних валовых издержек, но больше минимума средних переменных издержек.

Правило 4.

Фирма стремится минимизировать свой убыток путем закрытия фирмы, если цена  меньше минимума средних переменных издержек.

 



[1] Целесообразно говорить не о труде, а о рабочей силе, которая реализуется в процессе производства и выступает как функция труда. Рабочая сила – это совокупность всех физических и умственных способностей людей, применяемых в производстве товаров и услуг.

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz